[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: shist, BartletGrin  
Форум » Теория и практика Традиций » Хаос » Сжатый Хаос. Фил Хайн (Глава 10.)
Сжатый Хаос. Фил Хайн
darkmerchantДата: Воскресенье, 23.11.2008, 02:30 | Сообщение # 1
Уровень 1
Сообщений: 1507
Репутация: 64
Статус: Оффлайн
Глава деcятая
Как у вас с просветлением?
Часто под магией понимают Путь, духовный поиск, путешествие самопознания или авантюру. В какие бы терминологические одежки ее ни рядили, ясно одно: магия -- это способ вызывать Изменение. Чтобы изменение оказалось эффективным, вы должны внедрять результаты магической работы в жизнь, то есть понимать смысл этих изменений и интегрировать их в динамическое взаимодействие с движущейся меняющейся вселенной.

Для этого вы должны понимать (пусть даже смутно), где находитесь и куда "идете". Порой опорные точки кажутся жестко фиксированными и надежными, а иногда эфемерными и не внушающими доверия. Исследование процесса интеграции маги называют инициацией, а одним из главных побочных следствий инициации считается просветление.
Инициация как процесс
Кажется, не все одинаково понимают, что такое "инициация" (или "посвящение"). Иногда приходится встречаться с людьми, которые мнят себя "посвященными" и из-за этого считают себя "выше" остальных людей. Особое раздражение вызывают те "посвященные" самозванцы, которые роняют обрывки непонятной информации как будто с целью подразнить, а затем отказываются что-либо объяснить, потому что аудитория якобы состоит сплошь из "непосвященных". Термин "инициация" употребляется довольно свободно: люди говорят об "инициации" в те или иные оккультные группы, "инициации" на определенный путь, и даже о "самоинициации". Некоторые считают "инициацию" подлинной лишь в том случае, когда ее проводит представитель "истинной традиции", но, согласно другой точке зрения, все это вообще не важно. В толковом словаре под инициацией понимается "некое начальное действие, приведение в движение, вступление во что-то". Можно интерпретировать инициацию как порог изменений, через который мы проходим в разные моменты нашей жизни, когда растем и развиваемся. Путь к инициации проходит через осознание, что мы достигли критического рубежа, и переживаем переходной период между нашим прошлым и нашим будущим. Осознавая такое переходное состояние, мы можем избавиться от стереотипных закономерностей в поведении и эмоциях, которые становятся неэффективными в "новых" обстоятельствах, и сознательно закреплять новые.

В книгах по магии редко акцентируется внимание на том, что инициация -- это процесс. Она происходит не один раз в жизни, а много раз, и у нее есть точки максимума (инициатические кризисы), точки минимума (депрессия, или "темная ночь души") и горизонтальные участки (состояния стабильности, когда кажется, что ничего особенного не происходит). Умение осознавать и проходить эти цикличные изменения составляет основу любого процесса развития или подхода к магической практике. Ключевые элементы, или этапы, процесса инициации, подробно описаны антропологами, например, Джозефом Кэмпбеллом. Хотя они преимущественно касаются этапов шаманской инициации, их вполне можно применить и к другим сферам жизненного опыта.
Кризис и "призвание"
В шаманических сообществах первый этап инициации шамана часто отмечается периодом глубокого внутреннего кризиса и "призванием" к шаманскому путешествию. Многие из нас вполне довольны жизнью в концептуальных и философских границах Господствующей Реальности (или мира повседневного опыта). Но вдруг наступает кризис, началом которого может стать яркое видение, сны, или глубокое (и часто мучительное) желание выяснить, что же находится за пределами "нормальной жизни", и это кризис заставляет человека отправиться в инициатическое путешествие. Кризис может наступить в результате интенсивного духовного, религиозного или политического опыта, или нарастающего экзистенциального недовольства жизнью. Ощущение, что мы представляем собой некое неизменное "я", подкрепляется "стенами" социального мира, в котором мы исполняем свои роли, но в трещинах этих же "стен" обитает наше сознание собственной уникальности. Инициация -- это процесс, который переводит нас "через стену", на территории неисследованных возможностей, о которых мы только догадываемся по отблескам. Этот первый кризис часто сопряжен с тяжелыми переживаниями, так как мы начинаем сомневаться и разочаровываться во всем, что прежде было нам очень дорого. Работа, отношения с людьми, нравственные ценности, семейная жизнь -- все может быть разрушено, когда человека захватывает непреодолимое желание "путешествовать".

Можно сознательно заглушать или отклонять этот призыв, и в родоплеменных шаманских обществах известны случаи, когда люди отказывались от шаманского "призвания" и шаманского обучения, а это дело серьезное, поскольку такой отказ может привести к дальнейшим кризисам и даже смерти. Люди, которые слышат призыв в нашем обществе, зачастую ощущают срочную необходимость стать "просветленным" или изменить мир в соответствии с возникающими видениями. Это приводит к тому, что некоторые из них становятся "духовными наркоманами", людьми, зависимыми от духовного пути, когда энергия, которая, возможно, раньше направлялась в работу и отношения с людьми, расходуется на освоение духовных практик. Человек уходит с головой в "духовные" системы верований.

Такой "новопробужденный", сам того не ведая, может стать столь же нудным и догматичным, как любой из людей, которые увязли в мессианской системе верований, связана ли она с политикой, религией или духовностью. На этом этапе циклического изменения зачастую не так просто понять реакцию семьи, друзей и окружающих, которые, возможно, не разделяют оптимизм человека, связанный с обретением им нового пути, и не одобряют изменения в его образе жизни. Часто некоторые из самых сомнительных религиозных культов используют преимущества этого этапа, внушая молодым новообращенным, что "настоящие друзья" никогда не препятствовали бы им начать новую жизнь, и, значит, любого, кто не одобряет их действия, автоматически нельзя считать "настоящим другом".

Существует множество разных сект, которые успешно вербуют членов из числа молодых людей, переживающих кризис переходного периода (например, такой кризис может наступить, когда молодой человек впервые покидает стены родительского дома). Такие молодые люди обычно жаждут найти систему убеждений, или систему ценностей, которая развеет их общую неуверенность и сомнения при столкновении с реальным миром. Те, кто слышит призыв отправиться в путешествие, часто испытывают еще одну проблему -- ужасное чувство одиночества и отчужденности. Это неизбежный результат расставания со скорлупой родной культуры. Таким образом, волнующее предчувствие приключения часто сопровождается сожалением об утрате стабильности или неосознанной болью расставания с прежней жизнью. Когда начинается процесс отделения от привычного мира повседневности, трудно не испытывать тоску по прежней жизни, в которой все (на вид) было таким простым и понятным, без неясностей и неопределенностей.

Типичная реакция на такой внутренний зов -- это "путешествие в пустыню", где можно отдалиться от близких людей и стабильности господствующей реальности. Истинный шаман должен совершить физическое путешествие в пустыню, покинув безопасный островок племенной реальности. Но западный человек настолько связан ограничениями современной жизни, что чаще всего совершает такое путешествие в "пустыню" на уровне идей, ценностей и убеждений, когда глубоко погружается в себя и в окружающий мир, ставя под сомнение все ценности, включая социальные отношения. Намеренно изолировавшись от близких, можно эффективно освободиться от груза навязанных нам "незыблемых" ценностей и убеждений; вот почему во многих магических культурах широко используются механизмы социальной депривации (изоляции от общества).
Инициатическая болезнь
В шаманических культурах предвестником призыва к инициацитическому путешествию часто становится так называемая "шаманская болезнь", которая проявляется в изменении поведения человека, и может свалиться на человека внезапно или надвигаться постепенно и незаметно. Западные исследователи называют это состояние формой "религиозного сумасшествия", или свидетельством психической патологии. Антропологи и психологи прошлого называли шаманов шизофрениками, психопатами или эпилептиками. В последнее время западные поклонники шаманизма (и антипсихиатрии) поменяли в этой классификации причину и следствие местами, и называют людей, которые больны шизофренией, психопатией или эпилепсией, протошаманами. Сейчас в исследованиях по шаманизму признают, что прежняя точка зрения антропологов страдала этноцентризмом, то есть поведение шаманов оценивалось по западным стандартам. В племенной культуре к наступлению инициатической болезни относятся как к тяжелому, но крайне эффективному процессу раскрытия внутреннего потенциала человека. Частично проблема культурного недопонимания была связана со сформировавшимся в западной философии ограниченным представлением о "нормальном сознании", согласно которому все, что выходит за рамки этого представления, считается патологическим, связано ли это с шаманскими, мистическими или психоделическими состояниями. К счастью, такая ограниченная точка зрения стремительно себя изживает.

Иногда кажется, что люди, которые заболевают шаманской болезнью, действительно страдают припадками и странным поведением, но сейчас уже ясно, насколько ошибочно относиться к таким людям с точки зрения западной психиатрии (в попытке найти хоть какое-то объяснение их поведению). Хотя шаманы переживают тяжелый период изменений, исследования показывают, что, как правило, это самые здоровые люди в племени, которые прекрасно справляются с функциями вождей и целителей.

Для мистических и магических практик других культур тоже характерны переходные состояния, которые протекают с симптомами, свойственными иницитической болезни. Поскольку на западе становятся популярными другие культурные практики, ими начинают интересоваться западные исследователи.
Темная ночь души
Христианский мистик Сан Хуан де ла Крус писал об этом состоянии следующее:

(оно) усыпляет чувственные духовные желания, умерщвляет их, и лишает способности находить в чем-либо удовольствие. Оно ограничивает воображение и не дает ему воспарить. Оно стирает воспоминания, притупляет ум и заставляет его впасть в невежество. Оно ослабляет и сокрушает волю, дает ощущение бесплодности и тщетности любых усилий. А сверху нависает плотная тяжелая туча, которая приводит в отчаяние душу и уводит ее от Бога.

Вступая в такую "темную ночь души", человек переживает духовное опустошение и депрессию. Бытующее в некоторых кругах представление, что ради спокойной жизни нужно избегать таких переживаний, показывает извращенно-поверхностное отношение к жизни в современном мире. Темная ночь души -- это способ войти в состояние духовной тишины, необходимой для глубокой психической трансформации. В эзотерической традиции Запада этот опыт отражен в карте Таро "Луна" и периоде "уныния", который наступает в индивидуальном духовном развитии у каждого мага. Во время такого кризиса человек, который ранее достиг определенного успеха в медитации, магических практиках или дисциплинах, перестает видеть результаты магической работы, и испытывает желание забросить эти практики и вернуться к "нормальной" жизни. Такой кризис переживают люди в самых разных сферах деятельности. Он хорошо известен не только студентам, но и всем, кто находится в процессе обретения новых знаний, который сопровождается коренными изменениями в жизни.
Макро-и микроинициации
Вообще говоря, есть два вида инициатического опыта: микроскопический и макроскопический. Макроскопические инициации характеризуются серьезными переменами в жизни, травмами, которые сваливаются на нашу голову; это может быть разрушение длительных отношений и казавшихся прочными семейных уз, разорение фирмы, или неожиданное сообщение врача, что вы смертельно больны. Такие переживания глобальны, поскольку затрагивают каждую сферу нашей жизни.

Действие микроскопических инициаций проявляется более конкретно. Однажды я сидел за компьютером, набирая цифры в бухгалтерскую программу нашей компании, и вдруг неожиданно подумал, что хотел бы организовать бухгалтерские курсы. В нормальных условиях я счел бы такое желание не менее реалистичным, чем желание немедленно полететь на луну. Бухгалтерский учет -- это одна из тех задач, которые я с радостью передаю кому-нибудь другому, и вдруг я ощущаю к этому интерес! Такое неожиданное проявление интереса, в частности, к предметам, которые вам раньше не нравились или казались неинтересными, можно сравнить (символизируется тузом жезлов в Таро) с вспышкой пламени, которое может снова погаснуть, если его не замечать или намеренно тушить. Здесь главное понять, что вы стоите на перепутье, на пороге перемен. Это ключ к пониманию всех инициаций. И здесь опять-таки может оказать огромную помощь формула "Оценка -- План -- Реализация -- Анализ" (см. главу 5).
Оценка
Стоп. Оглянитесь вокруг и оцените ситуацию, в которой оказались. Рассмотрите все варианты возможных будущих действий -- таких вариантов всегда намного больше, чем кажется на первый взгляд. В какое вероятное будущее из многих будущих вы хотите попасть? Воспользуйтесь любой техникой, которая поможет вам собрать полезную информацию и трезво оценить ситуацию. Это может быть составление списка возможностей, прорицательные техники, анализ вещих снов или молитвы к любимому божеству. Иногда и вовсе ничего не нужно делать: просто откройтесь ветру перемен.
План
Избрав линию поведения, планируйте, что вам нужно сделать. Какие средства вам необходимы? Это могут быть материальные, магические, финансовые средства или же самое главное средство -- поддержка других людей. Будьте готовы к реализации вашего плана.
Реализация
Самое сложное -- это сделать то, что должно быть сделано. Часто на этом этапе появляется страх. Будьте готовы к тому, что у вас может возникнуть желание отказаться от задуманного. Безотчетный страх перемен часто проявляется в инертности и лени. Каждый шаг вперед становится отправной точкой для следующего шага. Каждый преодоленный барьер дарит восторг наслаждения и свободу.
Анализ
Это этап усвоения уроков, не просто практика ведения магического дневника, а способность оглянуться на путь, который вы прошли через кризис инициатического периода, и понять, что происходило, и как вы себя вели в сложившейся ситуации. Извлекли ли вы какие-нибудь важные уроки? Ценность такого опыта заключается в способности воплощать знание на практике, усваивая опыт, пока он не покажется совершенно простым и естественным.
Страх
Необходимо понимать, что любое состояние инициации может в той или иной степени вызвать страх. Во время макроскопической инициации человек внезапно осознает, насколько бесполезны рабочие стратегии из его нынешнего арсенала. Когда то, к чему мы эмоционально привязаны и на чем основано наше самоуважение, находится под реальной угрозой уничтожения или устранения, а мы ничего не можем изменить, нашей главной эмоцией становится страх.

Страх проявляется на уровне тела, это телесный гнозис, закрепляющий наше эмоциональное и когнитивное поведение, с помощью которого мы не допускаем перемен. В сущности, страх -- это состояние возбуждения, когда автономная нервная система запускает рефлекс "сражаться или убежать". Применяя техники эмоциональной инженерии, описанные в предыдущей главе, вы можете трансформировать страх в возбуждение и накопить энергию для прорыва за порог известного навстречу переменам, а не для закрепления страха перемен.
Расслабьтесь в страхе
Это процесс адаптации к новым условиям, когда вы открываетесь многочисленным возможностям, которые дарит вам каждый миг этого переживания, возможностям, которыми пронизан и опутан мир, когда его воспринимаешь как чудо. Это знание, что в любой момент без всякого предупреждения любое событие в жизни может ввести вас в состояние Просветления. Внезапность такого осознания -- это подарок, характерный для Великого Бога Пана. Пан символизирует творческое помешательство, возможность перехода из одного состояния в другое, от обычного восприятия к божественному вдохновению. Пан может появиться перед вами в любой момент, в любом месте, и вы вдруг прозреваете, понимая, что все вокруг вас живое, пульсирующее и важное. В таком опыте физическое возбуждение становится силой, а не слабостью. Когда вы открываетесь ветру перемен, вы впускаете в свою жизнь магию безумия и энергию неожиданности. Инициатические состояния часто повергают нас в состояние ментальной энтропии и растерянности. Именно в это период надо освобождаться от оков прошлого и уз обусловленного будущего, чтобы жить настоящим, тем мигом "здесь и сейчас", в котором вы физически присутствуете. Трансформируйте страх в чудо и откройтесь новым возможностям. Трансформируйте страх в энергию и исследуйте все "пороги" и всех внутренних демонов, которые препятствуют движению. Это состояние представляет собой разновидность экстаза, ведь слово "экстаз" означает "уход от статики, или неподвижности", подразумевая некую форму движения, то есть возбуждения.


Black Sun & Abyss
 
darkmerchantДата: Воскресенье, 23.11.2008, 02:30 | Сообщение # 2
Уровень 1
Сообщений: 1507
Репутация: 64
Статус: Оффлайн
Сахаджа
Санскритское слово сахаджа можно перевести как "спонтанность". Если вы научитесь расслабляться во время периода инициации, и откажетесь от устойчивых моделей поведения и обретенных в процессе обучения реакций, то сможете действовать с гораздо большей степенью свободы. Периоды инициации можно считать окнами, через которые к нам входят возможности, позволяющие приступить к основной работе над собой. Какими техниками расслабления лучше всего воспользоваться? Подойдут любые техники, с помощью которых вы можете раздвигать пределы вашей Достижимой Реальности. Здесь могут оказаться полезными любые психотерапевтические техники, а также дыхательные техники "вайвейшн", НЛП или биоэнергетики. Но самое главное, вы должны осознавать, что вышли на порог перемен. В такие состояния трудно вводить себя преднамеренно, особенно потому, что на каком-то этапе нужно полностью отказаться от самоконтроля.

Инициатический кризис заставляет четко осознать (зачастую, довольно убедительно) иллюзорность повседневного опыта и скрытую сложность за фасадом того, что мы автоматически и бездумно привыкли считать нормальным. Мы так погрязли в "монотонности" повседневной жизни, что любой новый опыт или перемены воспринимаем в штыки. Именно поэтому, оказавшись в кризисе, мы, вместо того, чтобы реально исследовать ситуацию, полагаемся на привычные модели поведения и реагирования. Но истинный маг должен осознавать, что за любым углом может открыться бездна, и что нужно бесстрашно смотреть в лицо любому стремительно надвигающемуся событию. Со временем вы узнаете много подробностей о ваших личных циклах инициации, о пиках, ямах и плато, и даже научитесь распознавать предкризисные состояния, или предвестники периода инициации, и соответственно к ним готовиться.
Столкновения с внутренними мирами
В мифах многих народов мира присутствует тема поиска силы и совершенства в Подземном Мире, путешествие по которому сопровождается глубокой внутренней трансформацией. Понимание необходимости такого "путешествия", или "перехода", отражено в "ритуалах перехода". Они совершаются не только в племенных обществах (например, в ритуале посвящения во взрослую жизнь, когда за "смертью" детства следует "возрождение" юности), но также в магических и религиозных обществах Запада, когда "последователи" символически умирают, чтобы возродиться обновленными. В шаманических культурах фигурирует тема смерти в результате расчленения, когда духи сдирают плоть с протошаманов и разрывают их тела на части, чтобы воссоздать в новом облике. При возрождении они получают какой-нибудь дополнительный орган, сустав или кристалл, который символизирует их "обновление" и доказывает, что теперь они наделены большими способностями, чем прежде. В некоторых культурах, например, в ритуале чод тибетского тантризма, акт расчленения переживается во время медитации сознательно, но в ряде других культур это происходит спонтанно (хотя и подлежит осмыслению).

Такой переход нередко встречается и в западных подходах к магическому развитию, как в виде волевой техники, так и в форме (по-видимому) спонтанного переживания, возникающего в результате работы в некой конкретной системе убеждений. Меня, например, сжигали заживо в погребальном костре Кали, а совсем недавно Морриган вырвала у меня глаз. Периодические спуски в Подземный Мир составляют необходимую фазу в цикле персонального развития как форма глубинной психотерапии. В западной эзотерической традиции одним из главных этапов инициации считается встреча с "обитателем порога". Проще говоря, это процесс осознания той пропасти, которая отделяет ложное представление нашего эго о себе от тех нас, кто мы есть на самом деле. Этот процесс подразумевает наше согласие на освещение темных уголков нашего "я", и согласие признать наши недостатки, "белые пятна" и личные слабости аспектами нашего "я", за которые мы должны нести ответственность. Если мы хотим продолжать путешествие инициации, то должны осознать, что именно мы и никто другой ответственны за все аспекты нашего "я", включая те негативные стороны, в которых нам особенно неприятно признаваться. Нередко люди застревают на этой стадии на долгие годы или периодически на нее возвращаются. Через такие испытания нужно пройти, иначе они будут преследовать нам в будущем, пока нам все равно не придется через них пройти. Но если мы будем их избегать, они станут нашими "навязчивыми комплексами" (демонами), которые будут расти и развиваться, пока не обретут над нами власть. Существует огромное множество магических и психотерапевтических техник, которые можно активно использовать для исследования таких комплексов, но настоящее испытание начинается с готовности увидеть себя таким, каков ты есть. В шаманских культурах физическая изоляция от племени часто подкреплялась такими физическими испытаниями, как пост, лишение сна, длительное пребывание на жаре или на холоде. Все это эффективные техники для введения в измененные состояния сознания.

Инициатический цикл можно сравнить со змеей, которая сбрасывает кожу. Точно так же и мы должны быть готовы отбросить старые модели мышления, поведения и представлений о себе и о мире, которые больше не вписываются в новую фазу нашего развития. Когда мы подходим к фазе спуска в Подземный Мир, то погружаемся в глубины души, где учимся руководствоваться не внешними указаниями о том, что правильно, а доверять голосу интуиции, который подскажет, что правильно для нас. Когда процесс инициации становится все более интенсивным, мы достигаем критического рубежа. На этом рубеже мы в той или иной мере отходим от Социального Мира (физически или ментально) и начинаем сдирать слой нашего Персонального Мира. В итоге господствующее положение в нашем сознании начинает занимать Мифический Мир, который никогда прежде не казался нам настолько "реальным", как сейчас. Открывая шлюзы Мифического Мира, мы обнаруживаем, что наше подсознание говорит с нами на языке, который психологи называют языком "внутренних символов". Этот язык символических образов отражает происходящие в нас глубинные трансформации. Такими символами могут быть сущности и духи, которые приходят из сознательно воспринятых нами магических или религиозных систем верований, но эти символы могут непроизвольно всплывать и из глубин подсознания. Такие сущности (откуда бы они ни приходили) могут стать первыми из наших "союзников", или проводников, по внутренним мирам, в которые мы спустились. В описаниях шаманских инициаций часто сообщается о том, как духовные проводники и помощники "испытывают" нового шамана, и если он выдерживает испытание, они становятся его союзниками, которых он может призывать по возвращении из Подземного Мира. Не все духи, которые встречаются в путешествии по Подземному Миру, оказываются добрыми и полезными; некоторые пытаются сбить вас с пути или направить не в ту сторону. В такой ситуации надо еще больше доверять интуиции, проницательности и внутренней разборчивости. Духи печально известны своей капризностью, и не зря "старший брат" когда-то велел мне "остерегаться духов, которые ложно возвещают рассвет во мраке ночи". Особенно не доверяйте духам-"лженаставникам", которые рассказывают вам, что вы "мистически просветленный" такого высокого уровня, на который еще никто не поднимался. Знайте, что это части вашего эго, которые пытаются спастись от уничтожения. Вы можете "побороть" некоторых из этих духов, -- не столько победив их в астральном сражении, сколько осознав, что они не имеют над вами никакой власти, -- если поймете, что они вас искушают, и не поддадитесь на эти искушения. Вы должны "вытащить на яркий свет" как можно больше скрытых комплексов, а "лженаставники" попытаются убедить вас в необходимости всячески лелеять эти комплексы, увязая в них все глубже и глубже, и если вы им поверите, то окажетесь в большой опасности. Вы можете встретиться с духовными проводниками и помощниками самых разных форм и видов. Их подсказки не всегда понятны и зачастую становятся ясными лишь "задним числом", но разве кто-то обещал принести вам знание на блюдечке? Общеизвестно, что духовные проводники заставляют инициируемого пережить довольно тяжелый период времени, вновь и вновь испытывая его истинную "силу". Могущественные духи не "любят" шаманов, которые не рискуют, уходят от трудностей и не преодолевают их. Через тяжелое время испытаний надо пройти, но если вы не растеряетесь и выдержите все испытания, то получите достойное вознаграждение. Зачастую проводники показывают "тайные тропы" в Подземном Мире, и "места силы", в которые вы сможете со временем попасть. В ряде шаманских традиций американских индейцев путешествия в Подземный Мир совершаются с определенной периодичностью; во время таких путешествия шаман узнает имена духов, которые по возвращении могут быть отражены в масках или других ритуальных объектах.

Еще одна польза, которую можно извлечь на стадии "испытаний", состоит в картографировании внутренних миров, то есть в получении (или проверке) символической карты связи миров, которые формируют Вселенную. Западная оккультная культура дает нам сознательный доступ к огромному множеству карт универсальных маршрутов, и хорошо известное Древо жизни, которое появляется во многих эзотерических системах, служит лишь одним из множества примеров. Увы, карты западного происхождения быстро становятся слишком сложными. Возможно, это отражает характерное для западной культуры стремление все аккуратно "отмечать и обозначать". В использовании карт внутренних миров есть кое-что интересное (и интригующее): если вы метапрограммируете подсознание на признание множества других карт, то соответствующие образы и символы всплывут сами собой. В отличие от шаманских культур, где шаман получает карты внутренних миров (да и любого другого эзотерического учения) через предание или психоактивно-священную связь с племенным озером памяти, в западной "традиции" их получают через писание. Только не забывайте, что все карты внутренних миров, заархивированные в определенных структурах, должны были откуда-то появиться, и самым вероятным источником их появления кажутся знания, которые были получены во время инициатических испытаний самыми первыми шаманами.
Просветление
"Пик" опыта инициации состоит в смерти и возрождении c последующим "просветлением". Поскольку такой опыт переживается во всех религиозных таинствах, магических системах и многих светских движениях, возможно, он отражает во внешнем мире внутренний процесс изменений в человеческой душе. Просветление -- это заветная цель, для достижения которой многие тысячи людей во всем мире пользуются разнообразными психотехнологиями и развивают собственные психокосмы. Применение психоделиков и подобных им наркотических препаратов тоже приводит к просветлению, но, на удивление, просветление может произойти и совершенно неожиданно, у людей, которые его не только не ждали, но и вообще о нем никогда не слышали. Чем характеризуется опыт просветления? Вот самые главные факторы:

1. Ощущение единства -- стирание границы "я -- другие".
2. Выход за пределы времени и пространства как барьеры познания
3. Положительные ощущения
4. Ощущение божественности
5. Ощущение уверенности в "реальности" этого опыта
6. Парадоксальные прозрения
7. Быстротечность и непродолжительность опыта
8. Ощутимое изменение позиции и поведения

С точки зрения нейрологии, такой опыт связан с полной реорганизацией деятельности всего головного мозга. Стирание границы эго и включение всех чувств предполагает, что на ретикулярную, или сетчатую, формацию продолговатого мозга оказывается такое влияние, что процессы, которые обычно сопровождаются ощущением протекания в пространстве и времени, затормаживаются. Ощущение "бесконечного восторга", часто связываемое с астральной проекцией и другими такими явлениями, заставляет предположить, что лимбическая система ствола мозга (которая обрабатывает проприоцептивную информацию о положении тела в пространстве) тоже начинает работать в необычном режиме.

Каковы же плоды этого опыта? С какими прозрениями, ощущениями и посланиями возвращается просветленный? Не исключено, что эволюция сознания, которая происходит при просветлении, может быть важной программой выживания -- средством трансцендирования обусловленной информации -- средством обучения модификации человеческой биосистемы при помощи окружающей среды. Теория Ильи Пригожина о "диссипативных структурах" показывает, как сама нестабильность открытых систем способствует их самоорганизации. Суть этой теории состоит в том, что если к открытой системе подводится энергия, то в этой системе возникают флуктуации, и когда эти флуктуации достигают критического уровня, т. е. когда наступает разрыв непрерывности в точке перегиба, то в системе развиваются новые структуры и взаимодействия. Затем происходит "скачок" -- и система реорганизуется в новую систему "более высокого порядка", которая более интегрирована, чем предыдущая система, требует большего количества энергии для поддержания самой себя и подготовлена к будущей трансформации. Это справедливо и в отношении нейрологической эволюции, где инструментом для изменений выступает древняя и современная психотехнология. Основные стадии этого процесса таковы:

1. Изменение.
2. Кризис.
3. Трансценденция.
4. Трансформация.
5. Предрасположенность к дальнейшим изменениям.

Кроме того, термин "просветление" важен сам по себе. В огромном множестве самых разных документально подтвержденных источников, начиная с рассказов шаманских путешественников или Св. Павла и заканчивая свидетельствами психоделических путешественников или людей, спонтанно переживших просветление, упоминаются видения света, который внезапно изливается на человека. Точно также переживание "возрождения" фигурирует в качестве центральной темы в шаманизме, религиях и магических системах. Старое "я" умирает, и из осколков прежних моделей и представлений формируется новое "я". Это хорошо понимают в культурах, где существует единственная господствующая мифическая реальность. "Смерть-возрождение" -- это неотъемлемая составляющая шаманского развития, и во многих шаманских культурах этот опыт интерпретируется не метафорически, а совершенно буквально. Западные психологи только сейчас начинают понимать, какую пользу приносит такое переживание. Ясно одно: многие люди, пережившие опыт просветления, испытывают сильное беспокойство и душевный дискомфорт, особенно, в отсутствие господствующей системы культурных ценностей, с помощью которой они могли бы объяснить или понять этот процесс. Рассмотрим это на примере (который всегда вызывает ярость в определенных кругах) психоделического переживания смерти и возрождения. Некоторые западные "авторитеты" в области духовной практики считают, психоделические переживания не столь убедительными, как переживания, вызванные "духовными" практиками. К счастью, по мере того, как мы все больше узнаем о роли психоактивных веществ в шаманском обучении, эта весьма ограниченное представление уходит в прошлое. О пользе приема психоделиков под контролем ("установка, обстановка, дозировка"), а не бесконтрольно и беспорядочно, как это часто сегодня бывает, говорили такие уважаемые люди, как Олдос Хаксли, Тимоти Лири и Станислав Гроф. Когда речь идет о психоделиках (и других психоактивных веществах), всегда нужно иметь в виду, что их действие и эффекты в огромной степени определяются индивидуальными убеждениями, ожиданиями и социальной обусловленностью. Прием кислоты может привести как к глубокой и продолжительной трансформации в положительном смысле, так и к некритичному восприятию системы убеждений и моделей, которые создадут мощные барьеры на пути трансформации. Достаточно посмотреть на разочаровавшихся и потерявших веру в себя эсидхэдов, которые "перерождаются" в убежденных евангелистов. Дело не столько в самом опыте, сколько в его индивидуальном восприятии с точки зрения культурологических ожиданий.

Чтобы понять, как это происходит, сравним протошамана с представителем нашей постмодернистской индустриальной культуры. Протошаман переживает опыт смерти и возрождения, и после просветления выступает в роли практикующего шамана со всеми вытекающими последствиями и соответствующими его новому статусу связями и перспективами. Если бы у нас, представителей западной культуры, все было так просто! Мы живем в системе общественных отношений, которая намного сложнее племенной культуры. Даже если вы считаете себя практикующим шаманом, держу пари, что не каждый согласиться признать за вами эту роль. Вполне понятно, когда вы думаете: "Да, вот именно. Теперь я "просветленный": я был там, я это сделал…". Ведь так приятно почивать на лаврах. Конечно, для кого-то одного лишь опыта переживания смерти и возрождения вполне достаточно, чтобы выйти на новую стадию развития, но для большинства выход на новую стадию зависит от последующего опыта, и именно он оказывается наиболее важным. Состояния "с нулевой энергией" ("Я Это Сделал!") весьма заманчивы, но наша обусловленность коварна, и стоит нам немного отвлечься, как она снова незаметно вползает в душу. Цена трансформации -- это вечная бдительность. Эта бдительность не позволит нам успокоиться, и, убаюкавшись ощущением "победы", вернуться к выработанным на уровне условных рефлексов стереотипным убеждениям, эмоциональным и ментальным реакциям, от которых мы, как нам казалось, навсегда избавились. Вполне возможно, что "просветление" -- это "пик" в нашем развитии, но ни в коем случае не "финал". Западные люди, которые проходят цикл инициации, выясняют, что опыт смерти и возрождения необходимо переживать периодически, поскольку каждый раз мы работаем с разными "уголками" души. При этом переживание смерти и возрождения может принести продолжительную пользу, в том числе уменьшить широкий диапазон эмоциональных, межперсональных и психосоматических проблем, которые прежде не поддавались ортодоксальным методам лечения.

Я бы сказал, что без переживания смерти и возрождения не может быть адаптивного обучения, поскольку такое переживание интенсивно расширяет наши жизненные перспективы, наше восприятие мира и друг друга. Инсайт просветления открывает холотропное видение мира, которое позволяет нам понять, как мы связаны с вселенной или как происходит синтез идей и концепций. В этот переломный момент жизни мы поднимаемся над уровнем прежних знаний, и обретаем новые представления и концепции. Все мы потенциально способны видеть холотропно, но мы должны осознать, что такое видение находится в наших руках.
Гнозис
С опытом просветления неразрывно связан гнозис. Термин "гнозис" можно толковать на самых разных уровнях. Во-первых, гнозис -- это "кульминационный" опыт прекращения деятельности сознания, однонаправленность сознания, или самадхи, то есть "пик" любого путешествия в магический транс. Во-вторых, гнозис можно толковать как знание сердца; это ощущения, невыразимые словами, но эти ощущения можно понять и ими можно поделиться. Это тайный язык магии, ведь чтобы что-то понять, сначала это надо пережить. Гнозис -- это не просто акт понимания, это понимание, которое побуждает вас действовать определенным образом. Как вы работаете с магией, так магия работает с вами. Такова природа Хаоса.

перевод с англ. Инны Митрофановой
редактор и издатель сетевой версии Андрей Костенко


Black Sun & Abyss
 
Форум » Теория и практика Традиций » Хаос » Сжатый Хаос. Фил Хайн (Глава 10.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: