[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Великие Древние » Мотивы Лавкрафта и последователей в искусстве и творчестве » Врата в Хаос - распахнуты (статья из научно-популярной литературы)
Врата в Хаос - распахнуты
darkmerchantДата: Суббота, 25.07.2009, 13:13 | Сообщение # 1
Уровень 1
Сообщений: 1507
Репутация: 64
Статус: Оффлайн
Заходя в книжные магазины, покупаю литературу редко, но с завидной регулярностью. Излюбленной темой для покупок служат исследования ученых, которые ищут альтернативные пути и раскрывают теневую сторону истории. До недавнего времени были популярны забытые цивилизации, пирамиды, Стоунхендж, хрустальные черепа с южной Америки и другие интересные вещи, актуальность которых не уменьшается со временем. Но также стали появляться и другие исследования, а именно на интересную мне, и всем посетителям сайта тему, по понятным причинам. Приобретя книжку я обнаружил там главы, посвященные Эдгару По и Говарду Филлипсу Лавкрафту. Если кратко, то в главе про Эдгара Аллана По говориться о потери им чемоданчика, в котором были последние неопубликованные рукописи. Вторую главу, посвященную писателю-фантасту, я приведу здесь с незначительными изменениями:

Врата в Хаос – распахнуты!
Салемский колдун
Американский писатель фантаст Говард Филлипс Лавкрафт (1890-1937) был личностью весьма странной и даже загадочной. При жизни он не опубликовал ни одного сборника своих рассказов, работая в письменный стол, изредка публикуясь в третьестепенных, дышащих на ладан периодических изданиях. На жизнь писатель зарабатывал редакционной поденщиной. Слава и признание пришли к Лавкрафту уже после смерти и почти в одночасье.
В своих произведениях Лавкрафт создал собственную вселенную, весьма неуютную и пугающую. Вселенную, разделенную на упорядоченный мир светового творения, в котором мы живем, и на Хаос, где царствует абсолютное зло. Вселенная, по Лавкрафту, управляется Богами Седой Старины и Властителями Древности, враждующими между собой. Наш мир существует только потому, что в незапамятные времена Боги Седой Старины победили Властителей Древности и вытеснили их за пределы реального мира в Хаос. Если Властители Древности олицетворяют собой абсолютное зло, то и богов Седой Старины нельзя считать добрыми. Они просто равнодушны к людям.
Согласно лавкрафтианской мифологии, Властители Древности, царствующие в Хаосе, ждут своего часа, чтобы вернуться в реальный мир, и в нашем мире у них есть помощники, избравшие своим уделом служение злу, которые стремятся проделать бреши в магическом барьере, отделяющем мир людей от Хаоса. Взгляд Лавкрафта на будущее человечества весьма пессимистичен: он убежден, что барьер разрушен и «изначальные» вернуться в наш мир и выживут из людей лишь те, кто будет служить им.
Характерно, что христианской церкви, как носительнице добра и истины, нет места на страницах Лавкрафта. «Темному братству» в его произведениях противостоят «белые маги», действующие теми же магическими средствами и никогда не одерживающие окончательной победы над силами зла, которая, по мнению писателя, вообще невозможна.
Популярность Лавкрафта среди европейских и американских интеллектуалов была столь велика, что некоторые литературоведы поспешили объявить его «отцом современной литературы ужасов» и даже Эдгаром По XX века. Основной заслугой Лавкрафта считалось то, что он смог совместить традиции старого европейского готического романа с более современными тенденциями фантастической литературы, став основателем нового мистико-фантастического направления в литературе.
Однако приоритет Лавкрафта в этом сомнителен. Еще в 1895-1896 годах английский писатель Артур Мэйчен опубликовал три произведения: «Великий бог Пан», «Белый порошок» и «Малый свет», которые бесспорно относятся к этому жанру.
С литературной точки зрения произведения Лавкрафта очень неравнозначны. Некоторые из них несут на себе отпечаток недоработанности, другие представляют собой средние, хотя и добротные, «ужастики», но в некоторых новеллах автор поднимается до высот настоящего мастерства. Недаром многие критики отказываются признать авторство Лавкрафта относительно рассказов «Из склепа» и «Изгой», даже предполагая, что это утерянные произведения Эдгара По.
Посмертной популярности Лавкрафта способствовала и атмосфера таинственности, окружавшая личную жизнь писателя. Лавкрафт вел активную переписку со многими литераторами и учеными, но, ни один из них не видел его лично. Долгое время не было известно ни одной фотографии писателя. Дело зачастую принимало анекдотичный характер.
Все это породило множество самых фантастических предположений о личности писателя. Одни утверждали, что под именем Лавкрафта скрывается очень известный и серьезный литератор, не желающий скомпрометировать себя сочинением «ужастиков», другие были убеждены, что Лавкрафт – это псевдоним целого коллектива фантастов. Была версия, утверждавшая, что писатель был столь монструозен внешне, что стеснялся показаться на людях.
Большую часть жизни Лавкрафт прожил в Провиденсе (штат Род-Айленд), но довольно долго жил в Салеме (ныне Денверс, пригород Бостона) и, по слухам, был прямым потомком одной из салемских колдуний, закончившей жизнь на виселице в 1689 году.
Кем же был Говард Филлипс Лавкрафт? Был ли он мрачным оккультистом или сказочником мистификатором, сотворившим на потеху себе и публике из собственной жизни страшную сказку?
Лавкрафтианские полеты
Очевидно, что Лавкрафт должен был занять почетное, но скромное место среди фантастов, и со временем его имя могло и вовсе затеряться в ряду писателей-мистиков, которых в XX веке расплодилось великое множество. Возможно, так и случилось бы, если бы его произведениям не были свойственны некоторые черты, которые заставляют взглянуть на его литературное наследие по-новому.
Герои многих произведений Лавкрафта во сне совершают путешествия в мир Хаоса. Вот как описывается этот сновиденческий полет в рассказе «Ведьмин дом»: «Это был хаос, где неразличимые цвета воспринимались, как шум, а сплошной гул оборачивался сумеречным светом. Он не взялся бы строить предположения относительно физической природы или отношения этого хаоса к его, Гилмана, реальному существования. Гравитационные свойства бездны представляли собой совершенную загадку. Он не шел пешком, не карабкался и не плыл. Он не полз и не протискивался, но каким-то образом знал, что движется, причем движение происходило как с участием его воли, так и не зависимо от нее. О себе самом он не мог составить отчетливого представления. Его руки, ноги, туловище мешали разглядеть какое-то необычное искривление перспективы. Он лишь чувствовал, что его телесная оболочка и физические способности удивительным образом трансформировались и проявляются косвенно, отдельно пародируя естественные функции и движения. Хаос был населен, если можно так выразиться, и даже перенаселен неописуемыми, незнакомых цветов и оттенков органическими и неорганическими формами…Абсолютно все формы, как органические, так и неорганические, невозможно было не только описать, но даже сравнить с чем-либо. Лишь иногда Гилман находил сходство неорганического объекта с призмой, лабиринтом, гроздью кубов или плоскостей. Органические формы напоминали ему порой группу пузырей, осьминога, гигантскую сороконожку, ожившего индуистского идола или замысловатую арабеску, передвигающуюся подобно змее. Все, что он видел, было ужасно и, безусловно, таило в себе угрозу…Гул, рев, визг заполняли бездну. Просто нелепо было бы прилагать мерки ритма, тембр или высоту тона к этой дикой какофонии, которая тем не менее каким-то образом соотносилась с трудно уловимыми визуальными изменениями во всех объектах».
Подобные описания, необыкновенно яркие и детальные, не имеющие аналогов в литературе того времени, всегда ставили в тупик исследователей творчества писателя. Увы, в наше время это описание сновиденческого полета ни одного специалиста медика удивить не может. Перед нами яркое описание галлюцинации во время наркотического опьянения веществом типа ЛСД или другого галлюциногена, скорее всего растительного происхождения. В свете этого понятно, почему пик интереса к творчеству Лавкрафта приходится на 60-е годы, когда Европу и Америку захлестнула волна наркомании. Тогда же имя писателя приобрело большую известность среди разного рода оккультистов, в первую очередь у членов различных сатанистских сект.
Темное братство
Не секрет, что в наши дни количество организаций поклонников сатаны в мире исчисляется сотнями, но наиболее крупные – американская «Церковь Сатаны» Энтони Лавэя, «Общество Асмодея» и «Церковь последнего суда». По большей части это маскарадные организации и могут вызвать скорее смех, чем страх. Но следует отметить, что за этими сектами, как правило, скрываются более серьезные организации, иррегулярные масонские ложи. Наиболее знаменитая среди них – орден «Золотой Зари»(Golden Dawn). Членом этого ордена был старший коллега Лавкрафта, уже упомянутый Артур Мэйчен, и известный оккультист и черный маг Алистер Кроули.
Ученик и преемник Кроули Кеннет Грант был фанатичным поклонником творчества Лавкрафта и его мировоззрения. Сегодня есть данные о том, что в последние годы жизни писатель поддерживал активные связи с «Орденом восточного храма» (Ordo Templi Orientis), членом которого был и Кроули. В этих масонских организациях Лавкрафт был весьма почитаем.
Лавкрафт считается своим человеком и в «Церкви Сатаны» Энтони Лавэя, что само по себе необычно, поскольку большинство легальных сатанистских сект, вход в которые открыт любому человеку с улицы, исповедуют современную форму традиционного европейского ведьмовского культа («вика»). Лавкрафт же даже имя сатаны в своих произведениях употреблял крайне редко. Созданная его воображением вселенная никак не вписывается в учение современных поклонников князя мира сего. Тем не менее, адепты церкви Лавэя уже выкрикивают на своих шабашах вместо призывов к мастеру Леонарду (так европейские ведьмы называют дьявола), бессмысленное с точки зрения ведьмовского культа лавкрафтианское заклятье «Йа! Йа! Шабб-Ниггурат! Вот козел с тысячью Младых!» и, ломая языки, учатся поизносить чудовищные имена богов лавкрафтианского пантеона.
Чем же объясняется интерес сатанистов к творчеству писателя, мировоззрение которого было в достаточной степени демоническим, но все же отличается от их верований?
Аргентинский психиатр, мистик и парапсихолог Хуан Бельчите, анализируя видения наркоманов, которых он лечил, пришел к выводу, что большинство наркотических галлюцинаций сводятся к захватывающему полету в невероятном, ярком, иногда пугающем мире с искаженным пространством, населенном непонятными человеческому разуму «сущностями» (вспомним сон лавкрафтовского Гилмана). Бельчите делает вывод, что человек, принявший наркотик, вступает в контакт с нижним астральным миром, населенным демонами (по Лавкрафту – Хаос), тем самым пробивая брешь между двумя мирами. По сути дела, наркоман в состоянии кайфа сам становится распахнутыми вратами в Хаос. Таким образом, аргентинский врач ставит знак равенства между наркоманией и сатанизмом.
Подтверждает версию Бельчите и то, что ни один шабаш или «черная месса» не обходится без наркотиков, хотя бы легких. Более того, использование одуряющих зелий – древняя традиция оккультных братств. Напомним, что в состав двух наиболее известных средневековых колдовских зелий «ведьминой мази», предназначенной для полета(!), и «микстуры откровения», входили белладонна, дурман, белена, мандрагора, а также кожа жаб и саламандр. Известно, что растения из семейства пасленовых содержат сильнодействующие психоактивные алкалоиды атропин, скополамин и гиосциамин, а кожа жаб – источник психоделиков диметилсеротинина и буфотенина.
В свете сказанного становится понятен интерес сатанистов к творчеству писателя, внутренний мир которого был в значительной степени порождением наркотического бреда.
Врата распахнуты!
«Человечество станет свободным и диким, по ту сторону добра и зла; мораль и законы будут отметены; все люди будут кричать, убивать и пьянствовать в радости. И тогда «изначальные» научат их новым способам кричать, убивать и пьянствовать; и вся Земля запылает в Холокосте экстаза и свободы», - так Лавкрафт описывает наш мир после прихода в него «богов Хаоса». Иногда кажется, что времена эти уже у порога.
Ни одна статистика не скажет точно, сколько наркоманов, число которых непрерывно умножается, живет на нашей планете, и сколько дверей открыто в мир, где царствует лавкрафтианский властелин Хаоса Йог-Сотот, один из «изначальных». И детскими играми кажутся сборища напомаженных колдунов Лавэя и странные манипуляции домохозяек на кухнях у алтарей, купленных за 15 долларов в лавке колдовских принадлежностей. Они лишь ничтожно малая часть «темного братства» и, судя по всему, уже догадываются об этом. Именно этим объясняется почтение современных сатанистов к «мэтру черного жанра», тихому чудаку из Провиденса, всю жизнь избегавшего употреблять слова «сатана» и «дьявол».
Наиболее точно обрисовал ситуацию русский историк, философ и геополитик Александр Дугин:
«Хаос уже здесь. Он вежлив и корректен в странных гипотезах “третьей научной революции”. Он парадоксален и сух в постмодернистских социологических теориях. Он вызывает улыбку в рекламных роликах и фантастических сериалах. Он пикантен в “романах ужасов”. Он банален в уфологических журналах. Он вызывает отвращение и брезгливость в противоестественных ритуалах современных сатанистов. Но истинный свой объем и истинный свой лик он пока скрывает. Лик этот страшен».

(с) Смирнов В.Г. «Загадки колдунов и властителей». (с) Издательский дом «Вече», 2008


Black Sun & Abyss
 
ЛалартуДата: Суббота, 25.07.2009, 18:28 | Сообщение # 2
Уровень 1
Сообщений: 49
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
В целом интересно, но есть одна распространённая ошибка: у Лавкрафта не было Старших Богов (в этом переводе - Богов Седой Старины). Они появились только в рассказах его последователя, А. Дерлета, и других.
 
darkmerchantДата: Суббота, 25.07.2009, 20:03 | Сообщение # 3
Уровень 1
Сообщений: 1507
Репутация: 64
Статус: Оффлайн
Нет, были. Например, в рассказе "Ведьмин Лог". Но там тоже есть неясности по поводу авторства. Вроде как совместное произведение.

Black Sun & Abyss
 
ЛалартуДата: Воскресенье, 26.07.2009, 18:56 | Сообщение # 4
Уровень 1
Сообщений: 49
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
"Ведьмин Лог" дописан Дерлетом.
 
darkmerchantДата: Воскресенье, 26.07.2009, 19:05 | Сообщение # 5
Уровень 1
Сообщений: 1507
Репутация: 64
Статус: Оффлайн
Боги Седой Старины описываются там примерно на середине. Интересно, с какого места дописывал Дерлет?)


Black Sun & Abyss
 
ЛалартуДата: Воскресенье, 26.07.2009, 19:06 | Сообщение # 6
Уровень 1
Сообщений: 49
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
Примерно с получения ГГ "Некрономикона", я полагаю.
 
darkmerchantДата: Пятница, 25.09.2009, 11:42 | Сообщение # 7
Уровень 1
Сообщений: 1507
Репутация: 64
Статус: Оффлайн
Ну тогда возможно и Дерлет уже насочинял.
Подумал, ведь Дерлет не просто так был последователем, и не просто так дописывал из головы. Возможно, они в письмах еще обсуждали и продолжения, и богов.

Вообщем, статейка хорошая. Автор прав - что-то витает в воздухе. Уже давно.


Black Sun & Abyss
 
Форум » Великие Древние » Мотивы Лавкрафта и последователей в искусстве и творчестве » Врата в Хаос - распахнуты (статья из научно-популярной литературы)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: