[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Технический раздел » Архив » Эстетика ритуального самоубийства
Эстетика ритуального самоубийства
SlimДата: Среда, 30.07.2014, 04:42 | Сообщение # 1
Уровень 1
Сообщений: 1225
Репутация: 151
Статус: Оффлайн
ЭСТЕТИКА РИТУАЛЬНОГО САМОУБИЙСТВА

Даже если бы мы не ставили своей основной целью исследование эстетического
аспекта самоубийства и таких специфических вопросов, как эстетика способа
самоубийства или эстетическая аура самоубийства, нам представляется
чрезвычайно важным еще раз подчеркнуть принципиальную разницу между
феноменами индивидуального и ритуального самоубийств.
Что представляет собой индивидуальное самоубийство, мы достаточно подробно
рассмотрели в предыдущих главах. Мы обращали внимание на то, что главной
причиной индивидуального самоубийства является та или иная степень
внутриличностной дисгармонии, что самоубийство в ряде ситуаций можно считать в
определенном смысле гармоничным завершением жизни, так как факт самоубийства
является попыткой личности восстановить утраченную внутреннюю гармонию.
Обязательным критерием индивидуального самоубийства является возможность
выбора, проявляющаяся в том, какие причины индивид считает достаточно вескими
и несовместимыми с дальнейшим существованием; в том, что исходя из данных
причин, из конкретной ситуации индивид совершает акт самоубийства, вступая
порой при этом в дисгармоничные отношения с окружающим обществом.
При этом выбор проявляется в том, каким способом человек совершает
самоубийство, какими средствами, в каком месте и в какое время. Мы старались
подчеркнуть, что эстетические переживания и представления человека,
совершающего индивидуальное самоубийство, играют в процессе выбора далеко не
последнее место.
В связи со сказанным понятно, что в формировании эстетической ауры
индивидуального самоубийства главную роль играет все же не способ, не вид, не
средство, не место и время совершения самоубийства, а личность самоубийцы в ее
целостности, своеобразии, индивидуальной гармоничности. Именно так следует
понимать суть эстетики индивидуального самоубийства, "красоту поступка"
конкретного человека в конкретной ситуации. И в принципе не важно, был ли это
великий философ или никому не известные несчастные влюбленные. Как бы ни
относилось общество к феномену самоубийства, пусть даже отрицательно, сама
красота, цельность и гармоничность поведения человека не могут не волновать его.
Поэтому мы не нашли в истории человечества таких народностей и таких времен,
когда при определенных ситуациях самоубийство не воспринималось бы как нечто
положительное, возвышенное и в определенном смысле прекрасное, если
оценивать его с эстетических позиций.

Переходя к эстетическому анализу такого сложного и интересного феномена, каким
является ритуальное самоубийство, нам бы хотелось еще раз подчеркнуть общую
принципиальную разницу между индивидуальным и ритуальным самоубийствами.

Индивидуальным следует считать такое самоубийство, когда человек осознает свое
дальнейшее существование несовместимым с определенными жизненными
обстоятельствами, кардинально противоречащими его принципам, идеалам и
убеждениям.

Ритуальное же самоубийство происходит как раз по обратной причине -
когда общество считает, что при определенных ситуациях и обстоятельствах
человек не имеет права на дальнейшее существование и должен покончить с собой
тем или иным (обычно строго регламентированным) способом и отношение самого
человека к поступку, который он должен совершить, не имеет никакого значения.
В основе обоих феноменов лежит одна и та же важнейшая эстетическая категория
гармонии. Только индивидуальный самоубийца максимально свободен в своем
выборе, и индивидуальное самоубийство всегда внутренне гармонично. Ритуальный
же самоубийца находится в вынужденно гармоничных отношениях с окружающим
обществом, и ритуальное самоубийство гармонирует с представлениями этого
общества о должном поведении человека.

Индивидуальный самоубийца до последней минуты, до самого последнего вдоха
имеет выбор: совершать или не совершать самоубийство. В силу наличия этой
альтернативы большее, если не подавляющее число индивидуальных самоубийц
так и не осуществляют свое намерение, предпочтя жизнь смерти. В настоящее
время большинство психологов считают, что практически у каждого психически
здорового человека хоть раз в жизни возникает мысль о самоубийстве, но лишь у
незначительной части населения доходит до осуществления этого намерения.

Совершенно иная картина выявляется при анализе феномена ритуального
самоубийства. Несчастный, с нашей точки зрения, ритуальный самоубийца лишен
возможности выбора не только с момента, когда произошло роковое событие,
которое должно повлечь за собой самоубийство (например, смерть мужа для
индийской женщины или поражение на войне для самурая),- ритуальный
самоубийца лишен возможности выбора с той самой минуты, когда он появился на
свет. Девочка из касты браминов в Индии должна выйти замуж только за брамина и
обязана была покончить с собой определенным образом, сгорев вместе с телом
мужа на ритуальном костре. В Японии мальчик, рожденный самураем, с самого
раннего детства знал, что когда вырастет, он обязательно станет самураем и в его
жизни может возникнуть ряд ситуаций, когда он должен будет покончить с собой,
совершив ритуальный обряд харакири. То же самое знала и его жена, которая в дни
больших смут постоянно носила при себе ритуальный меч, которым она должна
была перерезать себе горло в том случае, если ее муж совершал харакири. И для
того, чтобы она смогла это сделать, девочек, достигших определенного возраста,
также специально обучали этому.
Поскольку подобное поведение было жестко регламентировано писаными и
неписаными законами оощества, человек не имел возможности поступить исходя из
собственных желаний и побуждений. Отношение ритуальных самоубийц к
совершаемому ими обряду никого не интересовало.
Таким образом, ритуальное самоубийство требует почти полного отсутствия
свободы воли и подчинения принятым в обществе жестким формам и стереотипам
поведения, находящим свое полное и логическое завершение в тотальной
ритуализации жизни и смерти.
Понятно, что ритуальное самоубийство может существовать только в таком
обществе, в котором ценность индивидуальной человеческой личности практически
сведена к нулю. На это обращают внимание многие ученые, занимающиеся
проблемами суицидального поведения, особенно изучая его в историческом
аспекте.
Если сравнивать ритуальное и индивидуальное самоубийства по времени
возникновения, то первое очевидно древнее второго.

Индивидуальное самоубийство
как феномен возникло сравнительно недавно - около двух с половиной тысяч лет
назад. В основе его возникновения и окончательного формирования именно в
качестве индивидуального лежит эволюционный процесс автономизации
психической деятельности индивида и постепенное формирование важнейшей
психической функции - самосознания, особенно того компонента, который можно
назвать социальным самосознанием.
Сознание древнего человека не позволяло ему вычленить себя из совокупности
социальных и микросоциальных отношений и уж тем более не позволяло
противопоставить себя им. Индивидуальное самоубийство, и в этом следует
согласиться с Альбером Камю, есть всегда в том или ином варианте бунт - бунт
личности против нестерпимых для нее обстоятельств. Только с того момента, когда
стал возможен конфликт между тем, как человек представляет себе свое должное
поведение, и тем, что он вынужден предпринимать в реальности, как только этот
конфликт стал осознанным, возникла возможность феномена индивидуального
самоубийства как варианта решения подобного конфликта.
Ритуальное самоубийство, напротив, никогда не является бунтом, в основе его
лежит пассивность, подчинение, культуралышй конформизм, отречение от
собственного "Я". Индивид следует раз навсегда установленным стереотипам
мышления и поведенческим нормам. Ни о каком самовыражении личности в
поступках, чувствах и эмоциях (в том числе и эстетических) не может быть и речи.
Как известно, процесс вычленения индивида из окружающего его космоса (в
античном его понимании) начался примерно в VII-VI веках до нашей эры. Мы уже
писали о греческих софистах, Сократе, стоиках и эпикурейцах, философия которых
наглядно отражает постепенный процесс автономизации человеческого духа. Ни
знаменитая автаркия киников, ни гедонизм эпикурейцев были бы невозможны без
наличия развитого и сформированного самосознания. Выделение человеком себя из
окружающего космоса, формирование новых этических и эстетических подходов к
оценке поведения индивида привело к тому, что именно с этого времени мы все
чаще и чаще видим яркие примеры типичных индивидуальных самоубийств.
Самоубийства Сократа и Эпикура, Сенеки и Катона, описанные выше,- лучшее тому
доказательство.

Однако в общем потоке цивилизации развитие отдельных народов
и субкультур асинхронно как во времени, так и в динамике отдельных компонентов,
составляющих эпифеномен культуры. Расцвет философии, искусства зачастую даже
в рамках одной субкультуры сочетается с весьма архаичными верованиями,
предрассудками, обычаями.
Именно этим обусловлено длительное существование феномена ритуального
самоубийства. Так, два классических вида ритуальных самоубийств - сати и
харакири - имели самое широкое распространение вплоть до конца XIX века,
благодаря чему они достаточно хорошо известны и описаны.
Следует подчеркнуть, что с отдельными случаями ритуальных самоубийств мы
продолжаем сталкиваться и в наши дни. И это не только редкие случаи совершения
сати в Индии и харакири в Японии. Периодически в печати появляются сообщения о
ритуальных самоубийствах членов различных религиозных сект или общин. Члены
этих сект в назначенный день по приказу своего "духовного учителя" кончают жизнь
самоубийством определенным образом. Широкую известность получил подобный
случай в Соединенных Штатах Америки в конце 80-х годов нашего столетия. Это
лишний раз подчеркивает значимость исследования данного феномена в самых
различных аспектах.

(с)


Я знаю единственную стоящую "тьму" - символ отсутствия границ, бескомфортного беспределья, неустранимой угрозы любым попыткам выстраивания каких угодно хаток и муравейников, любому цеплянию за какое угодно "благо". Другие "тьмы" в лучшем случае вторичны (с)
 
Форум » Технический раздел » Архив » Эстетика ритуального самоубийства
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: