[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Технический раздел » Архив » Сет (Обсуждение персонажа др. египетской мифологии)
Сет
diablo3Дата: Понедельник, 03.11.2008, 19:10 | Сообщение # 1
Уровень 1
Сообщений: 40
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
С краткой весной; разделил он четыре времени года.
Тут, впервые, сожжен жарой иссушающей, воздух
Стал раскаляться и лед — повисать под ветром морозным.
Тут впервые в домах расселились. Домами служили
Людям пещеры, кусты и лыком скрепленные ветви.
В первый раз семена Церерины в бороздах длинных
Были зарыты, и вол застонал, ярмом удрученный.

Сет — в египетской мифологии бог пустыни, олицетворение злого начала. Сын Геба и богини неба Нут Сет является богом войны и различных бедствий. Согласно сказаниям, Сет хотел захватить земной престол, принадлежащий Осирису, а также овладеть его женой Исидой. Для этого он осуществил следующий коварный замысел. По его приказанию был изготовлен украшенный золотом сундук, как раз по росту Осириса» Пригласив Осириса вместе с другими богами в гости, Сет показал им сундук и предложил подарить его тому, кто сможет в нем разместиться. Когда Осирис лег в сундук, крышку закрыли, а сундук бросили в Нил. Странствуя по водам, он оказался около финикийского побережья, где был найден Исидой и возвращен в дельту Нила. Здесь его и нашел Сет и в ярости разрубил тело Осириса на четырнадцать частей. После гибели Осириса Сет стал владыкой Египта. Гор (Хор), сын Осириса, вступает в борьбу с Сетом и побеждает его с помощью Ока Ра. Однако Сету удается выжить после поединка с Гором. Соперники обращаются в суд богов для того, чтобы выяснить, кому принадлежит царство.
Тяжба длилась восемьдесят лет, потому что боги никак не могли найти правильное решение. Лишь вмешательство Осириса положило ей конец. Сет лишился египетского трона и был взят на небеса богом Ра для того, чтобы всех устрашать.
Бог Сет почитался в облике животного, которое зоологически точно не определено. Попытки толкования очень широки: от трубкозуба через окапи и собачьих до антилопы. В древнейшие времена, согласно изображениям, он больше всего походил на осла. В любом случае, у верхнеегипетских кочевников в этом животном олицетворялась власть их правления, в то время как у земледельцев дельты он был символом беды. Так Сет оказался в качестве (верхнеегипетского) партнёра (нижнеегипетского) бога царей Гора.
Египетский царь сам объединяет "как наследник обоих братьев" "должности Гора и Сета". Стоя на носу солнечного корабля, Сет борется со змеёй Апоп. До времени гиксов Сет считался главным богом, во времена 18-й и 19-й династий он был богом защиты Рамессидов, отсюда имя царя - Сетос. Как "красный" бог он стал олицетворением злых сил; через его дыхание выходят из земли черви. Он - хозяин металла, железные руды называются "костями Сета". С распространением веры в Осириса, Сет объявляется на время вне закона. Гор поднимается чтобы отомстить за своего отца. Всё же в сердцах сражающихся "Тот унял жгучую ярость". В качестве относящихся к Сету животных наряду с ослом и антилопой рассматриваются прежде всего свинья, бегемот, крокодил и рыбы.


Черного кобеля добела не выкрасишь
 
Sham_DalaiДата: Вторник, 25.05.2010, 20:33 | Сообщение # 2
Уровень 1
Сообщений: 415
Репутация: 60
Статус: Оффлайн
Прикрепления: 5587009.jpg (62.3 Kb)


«Путь духа - это путь практики»(с)Sham-Dalaia-Vedaia
 
WelzevulДата: Понедельник, 14.02.2011, 16:22 | Сообщение # 3
Удаленные





Сет (Сутех) , пожалуй, наиболее древнее (из известных нам) божество. Культ его зародился в городе Омбос (современная Наккада, древнеегипетский Нубт) – золотых копях Египта еще с додинастического периода. Город носил название «Золотого города» и именно при раскопках в Наккаде был обнаружен древнейший храм Сета. По верованиям египтян, он представлял собой хтоническое божество Пустыни, олицетворявшее силы природы, а именно – насылал засухи, песчаные бури и прочие напасти на обитателей долины, жизнь которых зависела от разливов реки и эффективно действующей системы ирригации. Иногда встречается ассоциация Сета, как повелителя ливнями и грозами. Известно, что данное природное явление в Египте довольно редко само по себе, поэтому есть возможность предположить, что грозы и дожди приносили больше вреда, чем пользы. Скорее всего, жрецы и простые труженики могли предсказать разливы Нила по Сириусу, а вот про метеорологические исследования во все эпохи развития государства ничего не известно. Например, в ирригации переизбыток воды бывает так же проблематичен, как и недостаток (размывание каналов, прорыв дамб и плотин и тому подобное).
Изображения Сета приводят в недоумение многих (включая и египтян более поздних периодов). Как известно, их боги часто имеют голову животного на человеческом теле. Все животные легко узнаваемы: сокол (Ра, Гор), шакал (Анубис), баран (Хнум), мангуст (Атум). И только какое животное представляет Сета, никто сказать не может. Даже существует предположение, что прообразом послужил вымерший вид, обитавший в пустынях Египта во времена, предшествующие образованию Египетского царства, либо архаическая статуя, такая ужасная на вид, что последующие художники не нашли для ее воспроизведения подходящего зоологического типа. Обитатели более позднего периода сравнивали его с диким ослом, антилопой с прямыми рогами, кабана. Египтологи и натуралисты пытались увидеть в животном Сета борзую собаку, африканского тушканчика, окапи, сернобыка, жирафа, муравьеда, но ни одна из этих идентификаций не согласуется с самыми древними рисунками. Египтяне называли его «животное sha» и до двухтысячного года до нашей эры верили, что его еще можно найти в пустыне. Однако, египетские поверья часто населяли пустыню таким количеством различных (в том числе – и мифологических) существ, что их свидетельство ни о чем не говорит. Хвост Сета часто ассоциировали со стрелой (он был богом- лучником), в Naville, «Festival Hall», Plate II, он ошибочно выглядит животным с тремя хвостами, в Borchaedt, «Sa-hu-re», Plate XLVIII, его кожа желтая.
Данное оригинальное божество, не смотря на все свои недостатки, не являлось символом Абсолютного Зла. На рельефе, посвященном царю Архери, Сет обучает юного владыку стрельбе из лука, наравне с Гором, который обучает царя владеть копьем. Солдаты египетской армии поклонялись Сету, как необузданному, неистовому богу, чьи качества помогут выжить в сражении. Возможно, что египтяне в тот период еще не дошли до полного отрицания злых сил, которые не имеют права на существование, как это сделали более поздние религии. Они признавали существование сил, вредоносных для человека, но считали своим долгом поклоняться и им, как бы устанавливая равновесие в Природе. Кроме этих качеств, Сутех был богом завоевателей и чужеземных племен. В более поздние времена, после опустошительных набегов захватчиков-инородцев и, возможно, под их религиозными влияниями, Сет был олицетворен со змеем Апопом и препятствовал движению ладьи Ра-Хоратхе по подземному Нилу. Видимо, египтяне не слишком внимательно относились к более древним текстам, в которых говорится, например, о следующем:

Встань, о Сет, любимец Ра!
Займи свое место в ладье Ра!
Он получил в оправдание твое сердце:
Ты низвергал (врагов) твоего отца Ра
Каждый день.

В эпоху I-II династий страна еще бурлила страстями по поводу объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью владыки Юга. Сложно доподлинно установить, какие потрясения тогда происходили в молодом государстве. Стоит отметить одну особенность – объединение Египта происходило путем завоевания с Юга на Север. Вспоминая географические особенности региона, есть основания предполагать, что жители Дельты Нила не стремились к объединению с пустынными землями на Юге. Причины, побудившие земледельцев Верхнего Египта двигаться на завоевание Дельты, просты – богатые плодородные почвы на достаточно большой площади. Включенные в общую систему объединенного государства, они позволили достичь определенного успеха и процветания для всего народа. Город Омбос был крупным религиозным и политическим центром Верхнего Египта (крупные погребальные комплексы, раскопанные Питри, доказывают это). Возможно, завоевание происходило под эгидой Сета, как верховного божества. Но, столкнувшись в Дельте с достаточно крупным населением и устойчивыми древними традициями, религия завоевателей вынуждена была, по политическим мотивам, ассимилироваться с верованиями обитателей Севера. Осирис и Гор были для жителей Дельты более предпочтительными, чем необузданный и свирепый Сет. Видимо, Менес именно по этим причинам провозгласил себя последователем Гора. Создание Мемфиса, столицы объединенного Египта, крепнущая власть жречества из Гелиополя, поставили во главу угла триаду «Осирис – Исида – Гор». Попытки царей II династии вернуть Сету былое величие (Перибсен, отменивший Горово имя в титулатуре и его наследник Хасехемуи, объединивший в своем серехе обеих богов) потерпели неудачу. При воцарении III династии наблюдается возврат к «Горову имени» царя, сами же владыки считаются воплощениями бога на земле. Самый, пожалуй, известный образ бога Гора, как защитника и покровителя царского дома, представлен в статуе знаменитого строителя Второй Пирамиды в Гизе, царя Хафры. Сокол сидит за плечами царя и крыльями как бы прикрывает его голову. Попытки возвеличить Сета в царском имени предпринимались и позже, но это было связано, вероятно, с иноземным происхождением владык Египта. Ко времени Среднего царства Сет полностью принял на себя функции вековечного Зла и антагониста всего пантеона богов. Иноземцы принесли в Египет образ греческого Тифона, который ассимилировался и стал Апопом – инкарнацией Сета в подземном мире. Владыка Нубта – «Золотого Города» – стал олицетворением мирового Зла.
На прежнюю солярную природу Сета указывает и его жена Нефтида (по-египетски Небетхет – «владычица дома»). Большинство исследователей предполагает, что ее образ был создан специально для пары богу Пустыни . Слишком не определена ее роль в известной нам мифологии. Она выступает покровительницей бесплодных земель, тогда как ее сестра Исида – символ плодородия. Она часто идет против воли Сета и помогает Исиде, Осирису и Гору. Вместе с Исидой она встречает душу покойника у восточных врат неба. Возможно, Нефтида родила от Осириса бога Анубиса (египетский Инпу) – проводника мертвых в загробное царство. Через него Нефтида могла символизировать собой «ночное» небо, как Исида-Хатхор – «дневное». Детей Сета и Нефтиды мы не знаем, хотя Сет иногда представлялся как божество оплодотворения и мужского начала. Исида родила Гора от мертвого и воскрешенного Осириса, приблизительно в то же время Нефтида родила Анубиса. То ли Сет был лишен права производить наследников, то ли он был оскоплен Гором в их борьбе за власть и просто не успел ими обзавестись.

 
Форум » Технический раздел » Архив » Сет (Обсуждение персонажа др. египетской мифологии)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: